Управление кадровыми процессами в Департаменте юстиции США

Просмотров: 109

Несмотря на разные правовые системы и формы государственного устройства Казахстана и большинства участников Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), опыт кадрового менеджмента этих стран заслуживают самого пристального внимания. При поддержке Регионального Хаба в сфере государственной службы в Астане состоялся визит делегации Генеральной прокуратуры в США. В ходе поездки изучены отдельные  особенности  прохождения  федеральной службы.

Среди силовых органов США особое место занимает  Департамент юстиции. По своему статусу, функциям и полномочиям он не сопоставим ни с одним госорганом  Казахстана.

Департамент входит в исполнительную ветвь власти и возглавляется  Генеральным прокурором.

Главная миссия организации – исполнение законов и отправление правосудия. В состав Департамента входят различные ведомства, в числе которых офис Генерального прокурора, ФБР, Служба маршалов, Управление по борьбе с наркотиками, Федеральное бюро тюрем и др.

В стране функционируют федеральные, региональные и окружные прокуратуры. Количество федеральных прокуроров, которые имеют статус федеральных служащих, составляет 6 тысяч.

Профессия прокурора считается престижной и этот фактор определяет наличие многоуровневой системы подбора персонала, которая в среднем занимает от шести до восьми месяцев. Этим вопросом занимается специальный Комитет.

Претендентов также изучают через институты волонтёрства и стажировки, где им предоставлена возможность проявить свои деловые и профессиональные навыки. Интересный факт – волонтёры входят в штатную численность прокуратуры и набираются из числа служащих других правительственных организаций и студентов.

На системной основе проводится рекрутинг выпускников лучших юридических ВУЗов страны, победителей юридических олимпиад и конкурсов.

Кандидаты на службу должны иметь:

1.       диплом об окончании с отличием юридического ВУЗа;

2.       сертификат об успешной сдаче квалификационного экзамена в ассоциации юристов США;

3.       опыт работы в юридических фирмах и федеральных ведомствах на юридических позициях не менее одного года;

4.       опыт общественной работы (социальная активность).

Все вакансии федеральных служащих, в том числе прокуратуры и ФБР, централизованно публикуются на сайте Офиса управления персоналом (уполномоченный орган в сфере федеральной службы). Следует отметить, что эта информация содержит подробные сведения:

1.       об организации-работодателе;

2.       квалификационных требованиях;

3.       должностных обязанностях;

4.       перспективах карьерного роста;

5.       размере зарплаты, бонусах и бенефитах и др.

В результате кандидаты могут оценить объём предстоящей служебной нагрузки, свой потенциал и сделать осознанный выбор. Впоследствии этот фактор минимизирует миграционный настрой среди новобранцев и снижает необоснованные затраты государства.

Заявки принимаются ежедневно, затем начинается многоуровневая система отбора с выбытием кандидатов на каждом этапе:

1.       собеседование, в ходе которого изучается уровень этичности, ораторского мастерства, коммуникативных навыков;

2.       ассессмент сессия в форме постановочного выступления перед судебным жюри по сложному уголовному делу:

3.       интервью с опытным прокурором, которое позволяет оценить пригодность кандидата к работе прокурора;

4.       изучение образа жизни и достоверности представленных документов с привлечением ФБР.

Успешно прошедшие отбор направляются на трёхнедельную учебу, где им прививают навыки коммуникации в системе силовых органов и судов.

После обучения подаётся заявление о принятии на службу в статусе стажёра и начинается поэтапная профессиональная адаптация. В этот период стажеры направляются в суд нижестоящей инстанции, где они находятся под наблюдением опытных прокуроров и ежедневно решают кейсы на основе разбора допущенных ошибок. Периодически уровень суда, к которому прикреплён стажёр, возрастает, следовательно, усложняется и категория рассматриваемых уголовных дел.

Через полгода проводится первая оценка, при которой разбираются слабые и сильные стороны стажёра, а ещё через полгода окончательная, где отмечается достигнутый прогресс. После оценки стажёры ранжируются по баллам, лучшие получают право самостоятельно выбрать место службы.

Качественное выполнение служебных обязанностей и оплата по конкретным результатам гарантируются наличием чёткого и измеримого  функционала сотрудников.

К примеру, на каждую должность имеется стандарт работы:

1.       подготовка дела к суду;

2.       представительство в суде;

3.       защита своей позиции (последовательность, компетентность и аргументы).

Ежегодно проводится оценка работы, в ходе которой изучается выполнение стандартов с учётом сложности уголовных дел, соблюдения профессиональной этики и качества служебных документов.

По итогам выставляется рейтинг конкурентоспособности, который влечёт карьерный рост, направление на обучение либо увольнение.

В случае получения высокого рейтинга сотрудники обязательно поощряются с формулировкой «за профессиональные достижения». Награда может быть как коллективной, так и индивидуальной (денежный бонус; объявление благодарности; памятный подарок; дополнительный отпуск и др.).

Проводится обязательный разбор оценки с каждым сотрудником. При наличии проблем разрабатывается план исправления недостатков.

Оценку можно обжаловать в апелляционном порядке в Совет по охране и защите сотрудников, федеральные комиссии по обеспечению равных возможностей в сфере занятости, а также по равноправию занятости.

Главным  условием  для  продвижения  по карьерной лестнице является постоянное повышение своего профессионального уровня. Например, для занятия вышестоящей должности надо пройти конкретные программы ведомственного обучения.

Серьёзное внимание уделяется вопросам этики.

Прокурор обязан строго соблюдать этические нормы различных правовых актов: конституционные обязательства, установленные Верховным судом; этические стандарты федеральных и местных судов, сообщества прокуроров США, Министерства юстиции, коллегий адвокатов и прокуроров.

Таким образом, эта работа урегулирована и детализирована практически как наше отраслевое законодательство в уголовно-правовой сфере, Другими словами, есть конкретные составы дисциплинарных проступков с квалифицирующими признаками и унифицированными видами наказаний.

Факты нарушений, допущенных прокурорами, рассматриваются коллегией прокуроров, адвокатов либо Офисом профессиональной ответственности Департамента юстиции. Линейка дисциплинарных взысканий включает такие специфические виды, как:

1.       увольнение после исправления ошибки виновным лицом;

2.       временное отстранение от службы без выплаты зарплаты;

3.       направление на курсы за свой счёт.

В целом, следует отметить важную роль HR-службы в управлении кадровыми процессами. Её миссия – разъяснять сотрудникам все аспекты, связанные с прохождением службы (приём, обучение, оценка, размер зарплаты, поощрения и наказания).

Основными принципами работы с персоналом являются: приоритет личных достоинств и качеств сотрудников (меритократия), состязательность процесса отбора и отсутствие дискриминации.

С учётом изложенного, в качестве главных особенностей прохождения службы прокурорами США можно выделить следующее.

Первое. В систему отбора встроены такие эффективные и бесплатные для государства фильтры, как сдача профессионального экзамена в ассоциации юристов и наличие стажа работы по юридической специальности. В результате на службу поступают более зрелые и подготовленные кадры.

Второе. Системное сопровождение работы вновь принятых сотрудников и своевременная коррекция их профессионального развития. Действует прозрачная и понятная система карьерного планирования, начиная с первого дня службы. Разработаны чёткие и измеримые стандарты работы, которые позволяют объективно оценить работу каждого. Этот фактор также исключает риски дублирования  функций.

Третье. Содержание этических требований подробно детализировано. Имеются составы дисциплинарных проступков с конкретными унифицированными видами наказаний. Наличие точных формулировок является действенным элементом, направленным на профилактику правонарушений среди персонала.

 

Необходимо  отметить,  что отдельные элементы изученного опыта стран ОЭСР, в том числе и США, внедряются в системе прокуратуры Республики Казахстан в рамках реализации первой институциональной реформы «Формирование профессионального государственного аппарата», а также отраслевого проекта «Прокурор нового формата».

Гульнар ШУШИКОВА

Старший помощник Генерального Прокурора по особым поручениям

Начальник Управления кадрового развития Генеральной прокуратуры Республики Казахстан

 

Старший советник юстиции