Оценка знаний посредством обратной связи

Просмотров: 126

В соответствии с принципами и общими подходами развития кадровой политики правоохранительных органов, утвержденной Главой государства, Академией правоохранительных органов применяется постоянный мониторинг эффективности курсов повышения  профессионального уровня.

Обратная связь – это воздействие на образовательный процесс с целью повышения его результативности. С ее помощью можно диагностировать, оценивать результаты, корректировать свои действия, методики и задания с учётом индивидуальных достижений каждого слушателя и всего курса в целом.

В системе образования применяются такие методы и инструменты обратной связи как:

•             Входной, промежуточный и итоговый контроль;

•             Тестирование;

•             «Ассесмент-центр»;

•             Анкетирование;

•             Устный опрос и др.

Для повышения профессионального уровня сотрудников Академией применяются следующие методы:

Традиционный метод – входной и выходной контроль знаний слушателей в форме компьютерного тестирования. Проводятся для определения теоретических знаний законодательства, это также позволяет отслеживать динамику развития эффективности работы Академии по передаче новых навыков.

Данный метод оценки знаний применяется как при обучении молодых сотрудников, так и на курсах повышения квалификации действующих сотрудников правоохранительных органов.

Особое внимание хотелось уделить « Ассесмент-центру».

Ассесмент-центр (assessment centre, центр оценки) – это метод комплексной оценки сотрудников, основанный на моделировании ключевых моментов деятельности сотрудников для выявления уровня развития их профессионально-важных качеств (компетенций) и  определения  потенциальных возможностей.

Суть данного подхода, адаптированного и предложенного доктором PhD Нурмаханбетовым А.Л., заключается в том, что слушатели должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты ее решения и выбрать лучший из них (решить кейс).

Это позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. Можно быть замечательным специалистом – теоретиком, но научиться находить наиболее рациональное решение, быть готовым соотносить изученный материал с практикой, не простая задача.

Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации, по результатам решения которых определяются знания по четырем компетенциям информационной, письменной, коммуникативной и профильной.

Прежде всего, это позволяет:

1. Определить, а также обучить талантливых слушателей, способных качественно и оперативно преодолевать трудности;

2.    Максимально полно и эффективно использовать кадровый ресурс, поскольку определяются и раскрываются возможности каждого сотрудника согласно вышеуказанным компетенциям;

3.    Обеспечить высокую надежность метода и объективность результатов оценки. Это достигается благодаря тому, что оценка одного участника проводится несколькими специально подготовленными экспертами-наблюдателями по четко сформированным критериям – компетенциям.

Третий этап – это изучение мнений слушателей о качестве учебных мероприятий (сотрудниками Академии по окончанию каждого курса проводится анонимное анкетирование).

Слушатели заполняют специальные анкеты, на основе изучения которых проводится анализ и расчет результативности по данному критерию, выявляются причины неудовлетворенности и делаются выводы.

Одновременно в анкете отражается оценка лекторам. Это позволяет скорректировать и рекомендовать докладчику пересмотреть содержание лекции, а также внедрить в процесс обучения новые приемы и методы.

В 2016 году первоначальную подготовку прошли 270 молодых сотрудников, повысили квалификацию 1126 действующих офицеров трех правоохранительных ведомств (прокуратура, Служба экономических расследований, Национальное бюро по противодействию коррупции).

У всех слушателей при поступлении проведены срезы их профессиональных знаний, которые по итогам выходного контроля, т.е. сразу после обучения, заметно улучшились.

Уже есть положительные отзывы, как самих слушателей, так и их руководителей.

Ввиду этого полагаю, что гармонизация вышеуказанных этапов оценки качества образования и уровня знаний обучающихся будет способствовать эффективному функционированию правоохранительной системы, отвечающей потребностям демократического и правового государства.

Ерлан МЫНЖАНОВ,

 

старший прокурор Управления стратегического анализа и планирования  Института стратегического развития и международного сотрудничества Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, юрист 1-го класса, магистр права