Выработаны меры по борьбе с теневым оборотом нефти и газа

Просмотров: 82

20 октября этого года в Актобе состоялся региональный форум по проблемам противодействия теневому обороту нефти и газа, организованный Генпрокуратурой и облакиматом. В числе участников представители Администрации Президента, отраслевых министерств, правоохранительных и исполнительных органов, ассоциаций и профильного бизнеса, включая основные нефтедобывающие области, а также гости из Оренбургской области РФ.

Открывая форум, аким области Бердыбек Сапарбаев отметил, что в области успешно работают 29 недропользователей углеводородного сырья.

— В текущем году планируется добыть 5,9 млн тонн нефти и 6,5 млрд куб. м. газа. В ближайшие 5 лет на модернизацию в нефтегазовой отрасли предприятиями будет вложено не менее 60 млрд тенге, – сообщил аким. 

— Последствия теневого оборота нефти и газа всем известны – существенные потери в бюджете, отток денежных средств из РК. Более того, теневой оборот – источник финансирования отдельных организованных преступных групп, в т.ч. радикальных религиозных течений, – подчеркнул Б. Сапарбаев.

Освещая масштабы проблемы, заместитель Генпрокурора Андрей Лукин сделал акцент на отсутствии прозрачности оборота нефти и газа в стране.

— С 2015 года расхождение между добытой (189 млн тн), переработанной и экспортированной нефтью (191 млн тн) составляет порядка 2 млн тонн. Это около 600 млн долларов США. Возникает вопрос, откуда излишки? – заметил А. Лукин.

Причины хищений в надзорном ведомстве видят в отсутствии автоматизированного учета добычи нефти, современных нормативов её списания, ненадлежащей охране скважин, бесконтрольности нефтевозов, манипуляциях с составом нефти и её вывозом под видом иных нефтепродуктов. И самое главное, модернизации требует информационная система учета Минэнерго, ее интегрирование с базами данных других структур. КПСиСУ были сличены отчеты этого министерства об объемах добычи и переработки, и таможенных органов по экспорту нефти, и обнаружено 40 компаний, отгружавших нефть больше, чем они сами добыли.

Отдельного внимания требует проблема оборота «социального» газа.

Отмечено, что на дефицит и рост цен на данное сырье в стране влияют недостоверность расчетов потребления и отсутствие прозрачных механизмов распределения газа, как между оптовиками, так и среди заправок. Для их решения предложено модернизировать систему реализации газа, наделить акиматы правом распределения сжиженного газа на внутреннем рынке.

На форуме выработано 7 комплексных мер по противодействию этому злу: совершенствование систем учета нефти и газа, регламентация процессов определения технологических потерь; внедрение современных технологий по охране месторождений; контроль за эксплуатацией нефтевозов и газовозов; совершенствование правовых мер ответственности и др.